Эксперт,
15 марта 2010 г.
В ожидании потребителя 1501 просмотр
Из-за кризиса рынок страхования, связанного с кредитованием, сократился вдвое. Но падение дало время подготовиться к будущему росту потребительской активности населения, качественно изменив взаимоотношения банков и страховых компаний в этой сфере.
До недавнего времени одним из самых привлекательных видов деятельности для российских страховщиков было страхование, связанное с кредитованием, прежде всего с автомобильным и ипотечным.
Объем рынка страхования, связанного со всеми видами кредитования, непосредственно зависит от объема выданных кредитов. Финансовый кризис сильно изменил этот рынок. В 2008 году рынок банковского страхования составил 90 млрд рублей, причем на розничные виды страхования — автокредитование, ипотечное кредитование и страхование жизни и здоровья при выдаче потребительских кредитов — пришлось 80% (около 72 млрд рублей). Точных данных за 2009 год еще нет, но уже понятно, что объемы страхования, связанного с кредитованием, изменились пропорционально падению объемов выдаваемых кредитов. Сильнее всего пострадало ипотечное кредитование (объемы сократились в несколько раз), автокредитование потеряло порядка 50%, потребительское кредитование сократилось, по разным оценкам, на 10–20%. По оценке аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», сборы по страхованию, связанному с кредитованием, в 2009 году уменьшились на 50%.
Эффект встряски
«С одной стороны, страховые компании теряют объем, с другой — качество страхователей и их отношение к застрахованному имуществу улучшается, что в целом дает позитивный эффект», — полагает Виктор Маевский, директор департамента партнерских продаж в автостраховании ООО «СК “Цюрих”». Ощущение, что страховые премии падают с неба как манна небесная, которое страховщики испытывали в период кредитного бума 2007–2008 годов, прошло, и они начали совершенствовать свои бизнес-процессы, страховые продукты, менеджмент. А банки стали более тщательно подходить к выбору программы страхования залогов, определения объема страховой ответственности, подбору надежного партнера-страховщика для сокращения кредитного риска. Кроме того, за счет страхования увеличивается и комиссионный доход банков. «В результате банки воспринимают страхование как дополнительный источник прибыли и уделяют внимание его продвижению. Банкострахование еще недостаточно развито в России, и страховые компании имеют огромный потенциал на этом рынке», — считает Елена Белоусенко, заместитель генерального директора РОСНО. В ряде банков страхование при кредитовании стало практически обязательным, то есть кредит без страховки обходится клиенту дороже, нежели со страховкой (в связи с увеличением процентной ставки или комиссии за выдачу кредита клиентам, отказавшимся от страхования).
Критерии отбора
Несмотря на идеалы свободной конкуренции, участники российского страхового рынка настолько различны по уровню надежности и качеству предоставляемых услуг, что от проблемы аккредитации банками страховых компаний не уйти. Наличие параметров отбора воспринимается большинством страховщиков как естественная ситуация, вполне соответствующая реалиям сегодняшнего рынка. «Уход с рынка большого числа страховых компаний в прошлом году вынудил более тщательно подходить к выбору партнеров не только клиентов, но и банки. В то же время и страховые компании стали уделять внимание не только объемам продаж, как прежде, но и кредитным рискам контрагентов», — считает Наталья Карпова, вице-президент группы «Ренессанс Страхование». «Появление у большинства банков в открытом доступе четких правил аккредитации страховых компаний, требований к страхованию, финансовой устойчивости, в ряде случаев даже исчерпывающей информации о методике оценки и принципах анализа конкретной страховой компании создало единые и публичные правила для всех компаний, что является положительным моментом, устраивающим ФАС, банки, страховые компании и клиентов», — отмечает Сергей Устюков, генеральный директор компании «Оранта Страхование». При выборе страховой компании банки стали обращать внимание не только на стоимость услуги страхования, но и на качество покрытия рисков, уровень сервиса, устойчивость компании, ее историю. Вместе с тем грамотность населения в области страхования существенно выросла, и заемщики, имевшие опыт успешного урегулирования страховых случаев, уверенно делают самостоятельный выбор в пользу компании, обеспечивающей лучший сервис при рыночном тарифе. Страховщики сходятся во мнении, что существующая модель взаимоотношения банков и страховых компаний уже доказала свою эффективность в части развития как кредитного, так и страхового рынка.
Закон есть закон
Позиция ФАС в отношении контроля взаимодействия банков и страховых компаний до кризиса воспринималась как наиболее активная, хотя на сегодняшний день требования ФАС принципиально не изменились. «Активная позиция ФАС до этого была заметнее потому, что ФАС вообще начала работать в данном направлении и сразу же был ряд громких дел. Но сейчас, во-первых, из-за сокращения кредитования стало меньше жалоб от заемщиков (думаю, это основной фактор), а во-вторых, взаимоотношения банков и страховщиков стали более продуманными с юридической точки зрения», — считает Сергей Печников, старший управляющий продуктом управления страхования имущества ОСАО «РЕСО-Гарантия». «За последний год проведена большая совместная работа, итогом которой стало понимание основных проблемных вопросов регулирующими органами. Мы во многом изменили подход к организации взаимодействия с банками и заемщиками, что перевело взаимодействие с ФАС из конфликтной плоскости в плоскость рабочих отношений», — продолжает тему Дмитрий Пугашкин, директор управления страхования заемщиков кредитов ОАО ВСК. Страховщики приняли правила игры и научились вести работу так, чтобы не вызывать претензий регулятора, а наличие замечаний считается нормальной практикой. «Тем не менее у ФАС еще много работы по регулированию этого направления. Антимонопольный закон несовершенен, порой это приводит к тому, что требования ФАС к страховщикам и банкирам оказываются спорными, страховщики отмечают в законе ряд неоднозначных формулировок и положений», — полагает Михаил Дрокин, начальник отдела организации взаимодействия с банками СК «Согласие».
Скоро рассвет
В целом же рынок кредитования и, как следствие, страховой рынок находятся в замороженном состоянии. Банки кредитуют вяло, осторожничают. Татьяна Гар, руководитель центра стратегического развития и маркетинга страховой группы «Уралсиб», полагает, что рост рынка произойдет в основном за счет развития рынка краткосрочного потребительского кредитования и покажет лучшую динамику в сравнении с долгосрочным ипотечным кредитованием. Банкиры считают, что раз экономическая ситуация начала выправляться, то рост потребительского кредитования в 2010 году вполне вероятен, и многие банки сейчас готовятся к массовому запуску программ потребительских кредитов. С ипотекой и автокредитованием сложнее, так как крупные покупки люди будут делать только тогда, когда в полной мере восстановят свое материальное положение после потерь в кризис.
В страховом сообществе оптимизма относительно прогнозов на ближайшее время не наблюдается. Илья Метелкин, директор управления страхования ипотечных и финансовых рисков компании «Росгосстрах», предполагает, что «рынки потребительского кредитования и автокредитования в 2010 году в целом будут иметь тенденцию к росту. Большинство банков заявляет об активизации работы в этом направлении. Однако темпы роста, скорее всего, будут весьма умеренными». Восстановления докризисного уровня страхования, связанного с кредитованием, страховщики ожидают к середине 2011 года или в 2012−м. Если говорить об увеличении этого сегмента страхования, то в настоящий момент он зависит только от ситуации в экономике в целом. А от участников рынка зависит подготовка к будущему росту, которая позволит создать основы качественного развития и уверенно ждать повышения уровня доходов населения.
Дарья ЛИПАТОВА, автор «Эксперт»
Вся пресса за 15 марта 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Автострахование, Ипотечное страхование, Кризис и страхование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 сентября 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 12 сентября 2025 г.
Менять страховую и поликлинику можно раз в год

|
|
Агроэксперт, 12 сентября 2025 г.
Застрахованные площади под озимый рапс в РФ выросли пятикратно за четыре года

|
|
РИА Новости, 12 сентября 2025 г.
Пилота упавшего на Урале вертолета могут обязать оплатить лечение пассажира

|
|
kapital.uz, Ташкент, 12 сентября 2025 г.
Инвестиции страховщиков в Узбекистане превысили 8 трлн сумов

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
Премии российских страховщиков жизни в 1-м полугодии выросли на 95%, выплаты - в 2,9 раза

|
|
Финмаркет, 12 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы по страхованию имущества юрлиц в РФ увеличились на 15,3%, выплаты - на 41,3%

|
|
Порт Амур, Благовещенск, 12 сентября 2025 г.
Амурчанка заплатит более 80 тысяч за ДТП, где виновником был ее сын-велосипедист

|
|
Sputnik Латвия, 12 сентября 2025 г.
Никто не застрахован от покупки некачественного товара на Temu

|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Кубань вошла в ТОП-3 регионов по количеству угонов авто

|
|
CNews.ru, 12 сентября 2025 г.
«Яндекс Забота» запустила агрегатор предложений ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 12 сентября 2025 г.
Hyundai и Kia возглавили рейтинг самых угоняемых машин в РФ в 2025 году

|
|
Дума ТВ, 12 сентября 2025 г.
Чаплин: страховые компании не имеют права заставлять оформлять страховку

|
|
Московский комсомолец, 12 сентября 2025 г.
Провокаторы подстерегали жертв ДТП в «слепой зоне»

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 12 сентября 2025 г.
Российский рынок ДМС отстает от мировых лидеров

|
|
Липецкие новости, 12 сентября 2025 г.
Страховые сборы в Липецкой области взлетели на 38 процентов

|
|
Ведомости, 12 сентября 2025 г.
Конституционный суд разберется в законе о финансовом уполномоченном

|
|
korins.ru, 12 сентября 2025 г.
Страховщики помогут привлечь в ПДС более 2 трлн руб со «спящих» счетов россиян — Аксаков

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|